"Татнефть" не прошла общественную экспертизу
14 сентября 2004 года

В ноябре прошлого года, во время первого визита в Татарстан губернатора Калининградской области Владимира Егорова президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что Калининградский перевалочный узел с единственным в РФ незамерзающим портовым комплексом с контейнерным и нефтяным терминалами на Балтийском море мог бы открыть «новые возможности для экспорта нефти и нефтепродуктов, машиностроительной продукции из Татарстана в Европу».
В апреле 2004 года премьер-министр РТ Рустам Минниханов сообщил, что сделка, дающая Татарстану выход на Балтику, совершена. «Татнефти» был выделен земельный участок под строительство нефтяного терминала в поселке Ижевское Светловского городского округа, в 20 км от Калининграда на берегу Калининградского морского канала.
Запланированная мощность нефтебазы ЗАО «Балтнафта» (дочернее предприятие ОАО Татнефть») составляет 800 тыс. тонн мазута и нефти в год (по 41 цистерне в день). Для их хранения предусмотрены 8 стальных вертикальных резервуаров — по 6 тыс. тонн каждый. Из них 4 — для нефти, с понтонами.
Через месяц после оглашения сделки жители Светлого обратились с письмом к президенту РФ Владимиру Путину, в котором писали, что «появление новых нефтеперевалочных предприятий приведет к экологической катастрофе и повышению уровня заболеваемости и смертности» (помимо «Татнефти», строительство терминала рядом со Светлым запроектировала также компания «Енисейнефть»). Акции протеста были инициированы экологической группой «Экозащита», развернувшей антитерминальную кампанию в местной прессе. По данным «Экозащиты», расстояние между стройплощадками будущих терминалов и жилыми домами не превышает 150 метров, в то время как экологические нормы определяют санитарно-защитную зону для мест перегрузки и хранения сырой нефти и других нефтепродуктов размером не менее 500 метров.
Как уже сообщалось (см. „Ъ“ от 29 июня), в связи с протестами населения депутаты Светловского окружного совета приняли «Положение об общественном обсуждении объектов государственной экологической экспертизы», вступившее в силу 5 июля и призванное допустить общественные организации города к «принятию экологически значимых решений» наравне с представителями власти. Сопредседатель «Экозащиты» Александра Королева назвала этот правовой акт уникальным и не имеющим аналогов ни в каком-либо муниципальном образовании области, ни в Калининграде.
Вчера в зале светловского кинотеатра «Буревестник» состоялось общественное обсуждение проекта, в котором приняли участие свыше 500 жителей города, экологи, а также представители городской администрации и областной Думы. С презентацией проекта выступил генеральный директор ЗАО «Балтнафта» (дочерняя структура ОАО «Татнефть») Анатолий Парфенюк. Ему помогали эксперты из компаний ООО «Стройтехника», «Калининградпромпроект» и ОАО «Промпроект», которые являются подрядчиками строительства терминала. В качестве наблюдателя на слушаниях присутствовал член комиссии по правам человека при президенте РФ, сопредседатель Международного социально-экологического союза Святослав Забелин.
Как заявил Анатолий Парфенюк, пять ведущих проектных институтов России разработали технологии для Светлого, в частности, закрытую систему слива и установку по улавливанию паров нефтепродуктов. В его поддержку высказался председатель общественной организации «Экосоюз – право на жизнь»Феликс Алексеев, по словам которого «Советский союз оставил в наследство устаревшие технологии предыдущих поколений, их надо менять. И когда новые предприниматели идут с этими новыми технологиями, народ по старой памяти – ой будет пахнуть, будет вонять».
Депутат областной Думы Федор Ярошевич поинтересовался, выдержит ли существующая пропускная способность железной дороги. По его словам, «уже сейчас все забито цистернами, и это вызывает справедливое недовольство населения». В ответ Анатолий Парфенюк пообещал участвовать в проектировании и финансировании строительства эстакады над железнодорожным переездом, которая разгрузит железнодорожный узел города.
Городские чиновники в основном интересовались финансовыми выгодами от прихода «Татнефти» в Светлый. Как сообщил заместитель генерального директора ООО «Стройтехника» Александр Чекин, по расчетам предполагается, что в год регион получит дополнительно 26 млн руб. Кроме этого господин Чекин пообещал поднять среднюю зарплату для своих работников до 18 тыс. рублей в месяц, в том время как в Светлом она «колеблется от 5,5 тыс. в промышленности до 2,3 тыс. в сфере культуры.
Главный вопрос, вокруг которого развернулась дискуссия, касался предполагаемого сокращения в два раза санитарно-защитной зоны. В ответ на эти обвинения гендиректор «Стройтехники» Николай Солдатов заявил, что «санитарная зона — это не догма, а руководство к действию и закон позволяет ее сокращать — там, где это не влечет за собой негативных последствий». «Все материалы направлены в НИИ Минздрава, и там дали заключение о возможности сокращения санитарной зоны» — добавил он. Однако горожан его ответ не удовлетворил.
Общественные слушания проходили в течение трех часов. Жители передавали в записках свои вопросы и предложения. Все претензии обсуждались тут же. После того как выступили представители заказчика, эксперты, местные жители и гости из Москвы и Санкт-Петербурга, собравшиеся провели голосование. Подавляющее большинство из примерно 500 участников слушаний проголосовали против.
Как заявил вчера член комиссии по правам человека при Президенте РФ Святослав Забелин, тот факт, что жители Светлого отказались от опасного проекта, говорит о зрелости гражданского общества.
Как сообщили „Ъ“ в администрации города Светлый, протокол результатов общественных слушаний будет приложен к пакету документов по оценке воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС) и станет его неотъемлемой частью. По положениям федерального законодательства об охране окружающей среды юридическую силу имеет только заключение государственной экологической экспертизы, которая в соответствие с требованиями общественности может запретить реконструкцию предприятия. Но только в том случае, если доводы горожан аргументированы и неопровержимы и если предприятие не предложит технические решения для каждой из высказанных проблем.
Вчера в «Татнефти» отказались комментировать „Ъ“ ситуацию вокруг строительства нефтяного терминала компании в городе Светлом, заявив, что «об этом говорить пока рано».

АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВ, ГУЛЬНАРА ШАКИРЗЯНОВА, "Коммерсантъ-Казань